Программы

Подготовка авиационного персонала в гражданской авиации осуществляется по программам высшего и среднего профессионального образования в 15 учебных заведениях гражданской авиации, из них по летным специальностям в 6-ти учебных заведениях.

Во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1639-р, 26.06.2007 № 827-р, 04.02.2008 № 109-р, 11.03.2008  № 294-р осуществлена реорганизация федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО)  «Московский государственный технический университет гражданской авиации», Санкт-Петербургский государственный  университет гражданской авиации», «Ульяновское  высшее училище гражданской авиации (институт)» и 13 федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования гражданской авиации в форме присоединения к указанным высшим учебным заведениям с образованием на их основе обособленных структурных подразделений (филиалов) и в 2009 году была сформирована система вертикально-интегрированных образовательных  комплексов  по подготовке летных и инженерных кадров.

В соответствии с Порядком приема граждан в имеющие государственную аккредитацию ФГБОУ ВПО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 21.10.2009 № 442 образовательными учреждениями гражданской авиации прием на обучение с 2001-2012 учебного года осуществлялся по основным образовательным программам, реализующим требования ФГОС ВПО нового поколения.

В целях сохранения и развития системы непрерывного профессионального образования авиационных специалистов и образованием системы вертикально-интегрированных образовательных  комплексов, реализующих широкий спектр профессиональных образовательных программ, разработка и реализация сопряженных компетентностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, признаны приоритетными задачами деятельности высших учебных заведений гражданской авиации и их обособленных структурных подразделений (филиалов) на 2011-2012 годы.

В соответствии с требованиями Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», решениями Коллегий Минтранса России и Росавиации с 2006 года идет ежегодное наращивание темпов приема курсантов (студентов) в учебные заведения ГА и, прежде всего, на наиболее востребованные авиационные специальности.

По специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» в  2011 г. принято 790 студентов и курсантов (2008 г. – 475 чел., 2009 г. – 750 чел., в 2010 г. – 791 чел.) и по специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства» – 334 чел. (в 2008 г. – 275 чел., в 2009 г. – 332 чел., в 2010 г. – 336 чел.). Отмечается высокий конкурс приема на специальность «Летная эксплуатация воздушных судов» — от 5 до 7 чел. на место.

В 2011 году ВУЗы выпустили 2483 специалиста, филиалы СПО – 2130 специалистов.

Прием студентов/курсантов летных учебных заведений по специальности

№ п/п

Учебные заведения  ГА

2007

2008

2009

2010

2011

1.

Санкт-Петербургский ГУ ГА

60

60

140

140

135

2.

Ульяновское ВАУ ГА

120

120

190

206

205

3.

Бугурусланское ЛУ ГА

65

80

120

120

120

4.

Краснокутское ЛУ ГА

40

65

90

120

120

5.

Омский ЛТК ГА

50

65

90

85

90

6.

Сасовское ЛУ ГА

60

85

120

120

120

Итого

395

475

750

791

790

«Летная эксплуатация воздушных судов» с 2007 по 2011 гг.

Примечание: данные о приеме представлены на основании контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета (в соответствии с приказом ФАВТ от 29.06.2007 г. №120, приказом ФАВТ от 03.06.2008 г. № 132, приказом ФАВТ от 08.05.2009 г. № 198, письмом ФАВТ от 24.06.2010 г. № АН 1.11-1835, письмом ФАВТ от 08.06.2011 № КМ1.11-2071)

Выпуск студентов/курсантов летных учебных заведений по специальности

№ п/п

Учебные заведения  ГА

2007

2008

2009

2010

2011

2012 план

1.

Санкт-Петербургский ГУ ГА

16

30

35

29

30

56

2.

Ульяновское ВАУ ГА

62

81

67

91

85

110

3.

Бугурусланское ЛУ ГА

36

72

70

75

30*

90

4.

Краснокутское ЛУ ГА

20

32

21

36

95

83

5.

Омский ЛТК ГА

27

24

35

44

45

47

6.

Сасовское ЛУ ГА

32

21

37

55

44

95

Итого

193

260

265

330

330

481

«Летная эксплуатация воздушных судов» с 2007 по 2012 гг.

Примечание: в Бугурусланском ЛУ ГА образовалась задолженность по налету курсантов, связанная с недофинансированием училища, а так же переходом на 150 часовую программу летной подготовки курсантов, вместо 60 часовой программы.

2. Материально-техническое обеспечение учебных заведений гражданской авиации

В 2011 году для учебных заведений гражданской авиации осуществлены следующие поставки воздушных судов и тренажеров.

Воздушные суда: 20 единиц

  для Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации: 10 ВС (5 ед. — DA-40 (однодвигательный самолет), 5 ед. — DA-42 (двухдвигательный самолет));

для Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации: 10 ВС (9 ед. — DA-40 (однодвигательный самолет), 1 ед. – Л-410 (двухдвигательный самолет));

Тренажеры: 17 единиц

для Московского государственного технического университета гражданской авиации: 7 ед.;

–  для Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации: 6 ед.;

–  для Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации: 4 ед..

Совершенствование материально-технической базы учебных заведений гражданской авиации в части, касающейся поставок тренажеров и воздушных судов, осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы.

Потребность в подготовке кадров для гражданской авиации

Прогнозные данные о потребностях в пилотах соответствуют перспективным контрольным цифрам набора в учебные заведения гражданской авиации на ближайшие годы.

В связи с начавшимся ростом объема воздушных перевозок отдельных авиакомпаний России по техническому заданию Минтранса России выполняется научно-исследовательская работа – создание методологии и модели расчета потребностей авиапредприятий гражданской авиации в авиационном персонале с учетом повышения спроса на внутренних и международных авиалиниях, внедрения нового поколения воздушных судов и структурных преобразований в отрасли. В качестве исходных данных используются материалы:

  • Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008г. № 1734-р;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»;
  • статистическая информация: отчеты, обзоры, аналитические сводки, системы показателей, статистические бюллетени в области развития парка гражданских воздушных судов и системы кадрового обеспечения гражданской авиации России;
  • опыт зарубежных организаций гражданской авиации и авиакомпаний.

На подготовку и выпуск специалистов негативно сказывается призыв студентов и курсантов в Вооруженные Силы Российской Федерации, как во время учебы, так и после окончания учебного заведения. За период военной службы молодые специалисты утрачивают приобретенные знания и квалификацию, а для их восстановления в профессии после увольнения с военной службы требуется дополнительное время и значительные финансовые средства. В авиапредприятия (авиакомпании) по различным причинам, в том числе и по состоянию здоровья, предъявляемому к авиационным специалистам, многие не имеют возможности летную деятельность.

Финансирование учебных заведений гражданской авиации

В настоящее время остается трудно решаемой задачей укомплектование учебных заведений гражданской авиации летно-инструкторским, инженерно-техническим и преподавательским составом. Существующий низкий, по сравнению с аналогичным трудом в авиапредприятиях, уровень оплаты труда указанных категорий специалистов не позволяет проводить комплектование преподавательского состава, летно-инструкторского состава, инженерного состава тренажерных центров квалифицированным персоналом.

Кратные разрывы в оплате труда одноименных профессий, характер труда  на производстве и в летных учебных заведениях вынуждает молодых специалистов уходить в авиакомпании отрасли. Последствия этой ситуации сказываются негативно на выполнении плана учебно-летной работы и качестве подготовки пилотов выпускников.

Возможности привлечения к летно-инструкторской деятельности авиационных профессионалов из авиакомпаний Российской Федерации при существующей системе финансирования и уровне заработной платы в учебных заведениях исключается.

В целях решения вопросов повышения оплаты труда летно-инструкторского состава Управлением финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности подготовлен и направлен в Минтранс и Минфин России перечень несогласованных вопросов при распределении предельных объемов бюджетных средств, в том числе предложения с расчетами – обоснованием  дополнительной потребности на оплату труда летно-инструкторского и инженерно-технического состава и средства на модернизацию и восстановление материально-технической базы летных учебных заведений гражданской авиации.

Необходимость корректировки законодательства

В настоящее время для приведения отраслевой системы подготовки авиационного персонала в соответствие с современными требованиями необходимо:

Разработать комплексную государственную программу по обеспечению  перспективной потребности в авиационном персонале авиакомпаний и авиапредприятий (отраслевая программа «Кадры»).

При формировании государственного заказа образовательным учреждениям гражданской авиации на подготовку пилотов с учетом перехода на уровневую систему подготовки авиакомпаниям необходимо определиться с тем, какие специалисты нужны им по уровню образования (СПО, ВПО бакалавры, ВПО специалисты и ВПО магистры).

Следует внести в федеральные авиационные правила (ФАП) соответствующие дополнения и изменения относительно необходимого уровня образования и профессиональных компетенций, определенных ФГОС.

Внести в Федеральные авиационные правила дополнения, связанные с организацией учебно-летной работы в летных учебных заведениях гражданской авиации.

Исходя из потребности авиакомпаний и предприятий, необходимо определить ресурсы, необходимые учебным заведениям для реализации этой программы.

Для сокращения бюджетных затрат для подготовки пилотов необходима разработка системы формирования целевой контрактной подготовки, предусматривающей внедрение новых учебных программ в подготовке пилотов, в которые на заключительных этапах обучения должны быть включены ресурсы и непосредственное участие авиакомпаний.

Работа по профессиональной ориентации молодежи

Мероприятия по подготовке к приему абитуриентов во всех центральных и зональных приемных комиссиях учебных заведений включают работу по профессиональной ориентации молодежи.

— публикация полных сведений об учебных заведениях и предлагаемых специальностях в средствах массовой информации, сети Интернет, банках данных городских и областных центров профориентации, справочниках абитуриента;

— проведение «Дней открытых дверей» для абитуриентов, беседы с выпускниками школ студентами, курсантами и работниками учебных заведений;

— рассылка объявлений о приеме в учебные заведения в отраслевые предприятия регионов;

— взаимодействие с соответствующими отделами науки муниципальных органов власти.

Трудоустройство выпускников

Учебными заведениями уделяется пристальное внимание трудоустройству выпускников. В этих целях налажено взаимодействие с муниципальными органами власти, службами занятости населения, центрами содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вузов. Развиваются контакты с потенциальными работодателями в лице авиакомпаний, авиапредприятий, обслуживающих подразделений гражданской авиации, филиалов и центров УВД Госкорпорации по ОрВД. Проводятся иные необходимые мероприятия по содействию трудоустройства выпускников: круглые столы (встречи) с работодателями, презентации предприятий работодателей, Дни карьеры, анкетирование выпускников о перспективах трудоустройства, индивидуальные консультации по трудоустройству и временной занятости.

Стипендиальное обеспечение

В настоящее время размер государственной академической стипендии, выплачиваемой студентам, обучающимся по очной форме обучения и получающим образование за счет средств федерального бюджета, составляет 1100 руб., за отличную успеваемость к государственной академической стипендии доплачиваются 550 руб.

Размер государственной социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом для учреждения соответствующего уровня профессионального образования.

За выдающиеся успехи в учебной и научной деятельности студенты высших учебных заведений представляются к назначению именных стипендий на основании соответствующих положений и нормативных актов.

Размер учрежденной в 2008 году Министерством транспорта Российской Федерации стипендии имени П.П. Мельникова составляет 1650 руб.

Размер именной стипендии ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» установлена в размере:

— для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы только на «отлично»  —  5000 руб.;

— для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы на «хорошо» и «отлично» — 3000 руб.

Размеры стипендии Президента Российской Федерации и специальной государственной стипендии Правительства Российской Федерации составляют 2200 руб. и 1440 руб. соответственно.

Социальное и медицинское обеспечение

Все вузы гражданской авиации имеют современную учебно-лабораторную, производственную и социальную базу. Имеющиеся площади студенческих общежитий позволяют на 100 % удовлетворить потребность в местах для проживания для иногородних студентов и курсантов.

Санитарно-гигиенический надзор и медицинское обеспечение полетов, лечебно-профилактическая помощь студентам и курсантам в СПГУ ГА и УВАУ ГА  осуществляется в специальных структурных подразделениях вузов – Медико-санитарных частях, с функциями врачебно-летной экспертной комиссии. Амбулаторная и стационарная медицинская помощь,  лечебно-профилактическое обеспечение МГТУ ГА осуществляется в ФГУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации».

Укомплектованность кадрами

— профессорско-преподавательский состав

ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) – 76%, средняя заработная плата – 8500 руб.

Омский летно-технический колледж гражданской авиации – 85%, средняя заработная плата – 13300 руб.

Сасовское летное училище гражданской авиации – 85%, средняя заработная плата – 13700 руб.

Краснокутское летное училище гражданской авиации – 100%, %, средняя заработная плата – 9500 руб.

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» – 93%, средняя заработная плата – 25950 руб.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации – 100%, средняя заработная плата – 12800 руб.

— летно-инструкторский состав

ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) – 46 %, средняя заработная плата – 17100 руб.

Омский летно-технический колледж гражданской авиации – 65%, средняя заработная плата – 27350 руб.

Сасовское летное училище гражданской авиации – 85%, %, средняя заработная плата – 20500 руб.

Краснокутское летное училище гражданской авиации – 100%, средняя заработная плата – 17500 руб.

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» – 75%, средняя заработная плата – 34650 руб.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации – 75%, средняя заработная плата – 19000 руб.

— инженерно-технический состав

ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт) – 64%, средняя заработная плата – 8300 руб.

Омский летно-технический колледж гражданской авиации – 71%, средняя заработная плата – 12950 руб.

Сасовское летное училище гражданской авиации – 56%, %, средняя заработная плата – 9600 руб.

Краснокутское летное училище гражданской авиации – 91%, средняя заработная плата – 6300 руб.

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» – 63%, средняя заработная плата – 12000 руб.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации – 53%, средняя заработная плата – 8300 руб.

Возраст командно-летного и летно-инструкторского составов летных учебных заведений гражданской авиации

Поставки воздушных судов и тренажеров в учебные заведения гражданской авиации (2003-2010 гг.)

В заключении доклада следует  отметить, что назрела необходимость внедрения новых подходов в подготовке авиаспециалистов.

Участие авиакомпаний в рамках государственно-частного партнерства в подготовке кадров должно реализовываться на разных направлениях подготовки авиаспециалистов:

— внесение согласованных изменений в учебные программы;

— участие ведущих специалистов авиакомпаний в преподавании отдельных дисциплин;

— финансирование целевой подготовки авиаспециалистов для нужд авиакомпаний (так уже делают АК «Оренбурские авиалинии», АК «Татарстан»)

Тенденции создания частных летных школ в России обосновываются авиакомпаниями дефицитом кадров и низким уровнем подготовки кадров в государственных учебных заведениях гражданской авиации. Однако они в основном ориентированы на переподготовку авиаспециалистов имеющих первоначальную подготовку и в ближайшие годы вряд ли первоначальная подготовка пилотов (как высокозатратная часть подготовки авиаспециалиста) станет уделом частных школ, а значит учебные заведения гражданской авиации будут основным поставщиками кадров. Государство услышало предложения авиакомпаний по повышению качества подготовки авиаспециалистов и сделало первые шаги:

— в рамках  Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» приобретаются современные ВС и тренажеры;

— рассматриваются изменения в ФАП по регламентации процессов подготовки авиаспециалистов;

— рассматриваются возможности увеличения  фонда оплаты труда летного и инженерно-технического состава;

— проведен анализ правовых норм обеспечивающих летную практику в учебных заведениях гражданской авиации,  создается единое правовое поле подготовки авиаспециалистов как в учебных заведениях гражданской авиации, так и в коммерческих авиационных учебных центрах;

— рассматривается возможность предоставлении таможенных льгот при закупках зарубежных ВС, тренажеров соответствующих потребностям учебного процесса для учебных заведений ГА РФ;

—  учебным заведениям гражданской авиации поставлена задача увеличения выпуска  до 1000 специалистов(пилотов) в год и   повышения  качества подготовки авиаспециалистов в соответствии с требованиями авиакомпаний;

— определяется целесообразность внедрения инновационных программ подготовки авиаспециалистов(MPL).

Теперь мы ждем ответных шагов авиакомпаний заинтересованных в создании кадрового потенциала, способных в рамках государственно-частного партнерства поднять на новый уровень качество подготовки авиаспециалистов.